Землю по соседству с Порошенко пустили с молотка

22 сeнтября сeльсoвeт с. Кoзин Киeвскoй oблaсти прoвeл aукциoн пo передаче права аренды сроком на 49 лет пяти земельных участков. UBR.ua поприсутствовал на торгах и собственными глазами посмотрел, как пускают с молотка одни из самых дорогих земельных наделов страны.

По старинке

Первое, что бросается в глаза — аукцион проводится по старинке. В торгах принимают участие организатор аукциона (председатель сельсовета), участники, которые борются между собой за лот, секретарь-протоколист и лицитатор — ведущий аукциона, который в буквальном смысле бьет молотком по деревянной подставке.

  • Сколько Украина сможет заработать на госземлях

Перед началом торгов он зачитывает информацию о лоте, стартовой цене и шаге аукциона, оглашает правила проведения аукциона. Они весьма бесхитростны: знай себе, поднимай табличку, когда ведущий называет следующий шаг.

Занятие отнюдь не такое веселое, как может показаться, особенно когда шаг аукциона смехотворно мал.

«Ничего не поделаешь, мы ограничены Земельным кодексом и постановлением Кабмина, которые четко устанавливают стартовую цену и шаг аукциона в размере 0,5% от нормативной стоимости», — отметил UBR.ua директор межнациональной универсальной товарно-сырьевой биржи Михаил Щербин, который от имени исполнителя аукциона выступал на торгах лицитатором.

  • Патрульной полиции добавили полномочий

Стартовая цена лота, на продаже которого побывал UBR.ua, составляла всего 1479,76 грн. — в такую сумму оценили годовую аренду участка в Конче-Заспе площадью чуть больше 4,5 соток. А шаг аукциона, соответственно, 7 грн. 40 коп.

Торгуются бодро, но мало

На аукцион заявились всего два участника. Им довольно быстро надоело поднимать руки в ответ на незначительное изменение цены аренды, оглашаемое ведущим. Потому они воспользовались своим правом устанавливать свою цену. Правила позволяют участникам называть как точную сумму, так и указывать процент от нормативной стоимости, которая в данных торгах составляла чуть больше 49 тыс. грн.

Как только участники осмелели, дело пошло веселее. А цена стремительно пошла вверх. Спустя несколько минут, когда один из участников предложил за надел 6 тыс. грн., другой сдался.

Лицитатор, руководствуясь нормами Земельного кодекса, второй раз ударил молотком о стол и объявил трехминутную паузу — ровно столько должно отделять второй удар молотка от третьего. Для пущей важности, ведущий даже запустил таймер на своем смартфоне. А пока тот отсчитывал положенные 180 секунд еще раз зачитал всем, что за лот стоит на кону.

По истечении отведенного срока победителем был объявлен участник №4. Ему досталось право заключить с сельсоветом договор аренды земельного участка «для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей». Платой за него станут 6 тыс. грн. в год с правом индексации в будущем.

  • В Киевской области подешевела земля: в каких районах дешевле всего

Щербин оценивает результаты торгов, как средние. Бывает, говорит он, что за похожие куски иногда торгуются и до 100 тыс. Но это случается лишь, когда в борьбу вступают непримиримые конкуренты. Как правило, соседи.

«Результат средний. Не так, чтобы мало, но и до рекордов далеко. Вообще, нотариусы не любят, когда финальная цена ниже 3-6% от нормативки. Им такие аукционы кажутся подозрительными. Особенно, когда цена останавливается после первого же шага аукциона. Тут у нас получилось больше 10%», — поясняет Щербин.

Результат торгов зафиксировали в 4-х экземплярах протокола. В котором, в частности, указали данные победителя, объекта торгов, стартовая и конечная цена. Один экземпляр отправился в сельсовет, второй — победителю, третий — бирже, а четвертый — нотариусу. Который в тот же день должен удостоверить договор аренды между победителем торгов и председателем сельсовета.

Продают мало

Как сообщил UBR.ua Михаил Щербин, земельные торги его биржа проводит нечасто. В год проходит всего с десяток аукционов. Хотя бирж, наделенных правом торговать землей в стране не боле 5-ти. Он признается, что убедить председателей сельсоветов проводить аукционы ему очень трудно.

«Я пытаюсь объяснять, что аукцион, прежде всего, нужен им самим. Это единственное доказательство, что земля не отдана «своим», а честно передана по конкурентной цене. Чуть проще со знаковыми объектами и дорогими землями. У них хоть есть ресурсы, чтобы подготовить документацию», — говорит Щербин.

В свою очередь председатель Козинского сельсовета Валерий Гартик говорит, что они регулярно проводят аукционы.

  • Что может спасти Украину от дефолта: земля и деньги людей

«Если понимаем, что к участку проявляют интерес несколько человек, например, соседи, или участок уже используется, мы проводим аукционы. Мы в этом заинтересованы, потому что до 80% нашего бюджета формируется за счет аренды», — говорит он.

Щербин добавляет, что далеко не все местные управленцы даже знают о таком формате продажи и передачи в аренду земли.

Между тем, по его словам, с принятием земельной реформы архаичный способ проведения земельных торгов канет в лету. А вместе с ним и деревянный молоток.

«Возможно, это последний аукцион в таком формате. В будущем и землей будем торговать в электронной форме. Да и скорей бы, утомительное это занятие. Особенно, когда участники не торопятся поднимать ставки и часами слушают, как я озвучиваю шаг за шагом», — заметил Щербин.

Поделиться: